Противостояние Берлина и Москвы из-за RT DE продолжилось запретом на вещание этого канала в Германии и объявлением о запрете на вещание в России немецкой Deutsche Welle. Эксперты ожидали ухудшения двусторонних отношений

Как Германия и Россия дошли до взаимного закрытия СМИ

Какие меры в отношении Deutsche Welle примет Россия

В четверг, 3 февраля, МИД России объявил список мер, принятых в ответ на запрет на вещание финансируемого российскими властями немецкоязычного телеканала Russia Today в Германии. На Смоленской площади подчеркнули, что это лишь первый этап, информация о последующих «будет своевременно опубликована». Среди первоочередных шагов— закрытие корреспондентского пункта германской телерадиокомпании Deutsche Welle в России и аннулирование аккредитации всех сотрудников российского бюро; прекращение спутникового и иного вещания телерадиокомпании на территории России. Будет также начата процедура рассмотрения вопроса о признании Deutsche Welle иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и составлен список представителей государственных и общественных структур ФРГ, причастных к ограничению вещания RT DE, которым будет запрещен въезд в Россию. По информации источников РБК, МИД РФ также запросил аккредитованные в России германские СМИ о наличии бюджетного финансирования.

Как Германия и Россия дошли до взаимного закрытия СМИ

Проблемы с вещанием RT DE не раз комментировал министр иностранных дел России Сергей Лавров и пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. В январе на переговорах в Москве вопрос обсуждали министры Лавров и его коллега из Германии Анналена Бербок. Российский министр на пресс-конференции указывал, что власти Германии препятствуют работе телеканала, и обещал, что, если ситуация не исправится, Москва будет вынуждена принять зеркальные ответные меры. Бербок политическую составляющую конфликта отрицала, к томуже, по ее словам, журналисты RT DE спокойно работали в стране, в том числе на правительственных пресс-конференциях. При этом глава германского МИДа сказала, что государственные иностранные телеканалы не имеют права вещать на территории Германии. В свою очередь «Коммерсантъ» цитировал неназванного источника в госструктурах, который говорил, что RT— это «автономная некоммерческая организация», негосударственная. А бюджетные средства получают от государства как DW, так и BBC и многие другие СМИ, при этом имея возможность работать в ФРГ».

Почему в Германии не разрешали вещание RT DE

Запуск вещания телеканала RT DE был запланирован на конец 2021 года, объявлено об этом было в январе тогоже года. В феврале прошлого года стало известно о закрытии счетов компании Ruptly GmbH (видеоагентство RT) и RT DE Productions GmbH (сайт RT на немецком языке) в немецком Сommerzbank. Эти действия банка МИД России расценил как «политическое давление» и нарушение обязательств в сфере свободы слова.

После этого в сентябре 2021 года стало известно о блокировке двух каналов RT DE на YouTube. В пресс-службе Google такой шаг объясняли нарушением со стороны каналов правил работы. В частности, по данным платформы, оригинальный канал RT DE на YouTube был временно заблокирован из-за распространения ложной информации о COVID-19. «Во время приостановки прав владельцы канала пытались обойти ограничения, используя другой канал; в результате оба канала были закрыты за нарушение условий использования YouTube»,— отмечал представитель Google. В компании поясняли, что ранее заблокированные пользователи не могут заводить новые каналы на платформе.

Правительство Германии отрицало предположения о своей причастности к решению YouTube— представитель правительства Штеффен Зайберт сравнил подобные домыслы с «теорией заговора».

Блокировка каналов на YouTube стала болезненным шагом для RT DE, поскольку данная платформа наряду с социальными сетями была основным источником распространения телеканала.

Что такое RT DE

RT на немецком языке был запущен в 2014 году онлайн и в соцсетях. По приводимым RT данным на конец 2021 года, RT DE— номер один среди немецкоязычных СМИ по количеству взаимодействий в Facebook за последние 12 месяцев, обходит Bild, Der Spiegel, ZDF, Tagesschau (данные CrowdTangle). Страница RT DE в Facebook входит в топ-5 немецкоязычных СМИ по просмотрам видео в категории «Новости и политика», опережая Spiegel TV, Zeit Online и Focus Online (данные Tubular Labs). Сайт телеканала RT (RT.com) обходит Deutsche Welle (DW.com) по числу посещений из Германии (данные SimilarWeb).

По данным немецкого медиарегулятора, RT DE не запрашивал лицензию на вещание в стране, которая является обязательным условием для работы телеканала на территории ФРГ. Однако даже в случае соответствующего запроса шансы на успех были невелики: согласно немецкому законодательству лицензия на вещание не выдается телеканалам с государственным финансированием. В частности, параграф 10 государственного договора ФРГ о деятельности поставщиков услуг в сфере СМИ говорит о том, что программы новостей и политической информации не должны никем спонсироваться.

Летом 2021 года российский медиахолдинг АНО «ТВ-Новости», в который входит Russia Today на немецком, пытался получить лицензию на спутниковое вещание на территории Люксембурга, однако получил отказ, поскольку офис компании расположен в Германии и, соответственно, подпадает под юрисдикцию ФРГ. После этого представители канала запросили и получили лицензию в Сербии. В декабре 2021 года лицензию на вещание выдал регулирующий орган электронных СМИ не входящей в Европейский союз Сербии (REM). Глава сербского регулятора Оливера Зекич заявила, что эта лицензия позволяет вещать и на территории Германии (согласно положениями европейской Конвенции о трансграничном телевидении). Вещание началось 16 декабря, но уже на следующий день после официального запуска прямого спутникового вещания телеканала на территории Германии Управление СМИ Берлина-Бранденбурга (MABB) инициировало судебное разбирательство против базирующейся в Берлине компании RT DE Productions GmbH в связи с запуском программы. 22 декабря спутниковое вещание телеканала было прекращено. Однако телеканал продолжал свою работу в интернете. 2 февраля Комиссия по надзору за СМИ ФРГ вынесла решение о запрете на вещание для телеканала из-за отсутствия необходимой лицензии. В заявлении ведомства говорилось, что телеканал RT DE, которому в соответствии с германским законодательством требуется лицензия на вещание, не получал и не запрашивал соответствующее разрешение. «В связи с этим вещание телеканала в прямом эфире в интернете, через мобильное приложение RT News, а также через спутник должно быть прекращено»,— говорилось в заявлении.

Одновременно с запуском вещания RT DE вновь попытался открыть свой канал на YouTube под названием RT auf Sendung, чтобы обеспечить вещание в прямом эфире и на этой платформе. Он был заблокирован в тотже день.

Согласно 54 ст. государственного договора ФРГ о деятельности поставщиков услуг в сфере СМИ, от необходимости получения лицензии освобождаются те вещатели, которые не играют большой роли в формировании общественного мнения, или их охват не превышает 20 тыс. «одновременных зрителей/просмотров» в течение полугода, или не может достигнуть этой цифры в обозримой перспективе. В таком случае вещателю необходимо подать соответствующее заявление о допуске в немецкий медиарегулятор, после чего тот должен подтвердить, что вещатель не нуждается в получении лицензии. В других случаях лицензия необходима.

Согласно этомуже договору все каналы, даже зарегистрированные за рубежом, подпадают под действие внутреннего законодательства, если хотят вещать в Германии.

Как журналисты отреагировали на решение Москвы

Генеральный директор DW Питер Лимбур заявил, что «меры, принятые российскими властями, непонятны и представляют собой чрезмерную реакцию». Ассоциация немецких журналистов (DJV) призвала российского президента Владимира Путина немедленно отменить запрет на вещание Deutsche Welle в России. Госминистр ФРГ по вопросам культуры и СМИ Клаудия Рот назвала российские меры против DW неприемлемыми. «Уравнение не имеет под собой никаких оснований. RT DE в настоящее время вещает без лицензии и не обращался за лицензией <…> Это совершенно иная ситуация, чем у DW, у которой сейчас отзывают лицензию»,— цитирует ее заявление «РИА Новости».

«Мы, как и прежде, будем использовать средства юридической защиты, но очевидно, что ситуация вышла из юридической плоскости, поскольку было принято [в отношении RT DE] политическое решение, не имеющее никакого отношения к нормам права»,— заявила РБК главный редактор Russia Today Маргарита Симоньян. «Сложившаяся ситуация может разрешиться только с помощью конкретных мер. Мы все за свободу слова, но там, где она зажимается в одностороннем порядке, видимо, приходится пережимать ее на другом конце»,— сказала Симоньян.

В день объявления о российских мерах немецкая Suddeutsche Zeitung сообщила, что 15 февраля в Москву прибудет новый канцлер ФРГ Олаф Шольц (Кремль дату визита пока не подтверждал). «В отношениях между Россией и Германией ожидается дальнейшее ухудшение. Ничего хорошего ждать не следует. Ответ МИД более жесткий, чем решение властей Германии. Это и последующее возможное присвоение статуса иноагента, и лишение аккредитации журналистов, и обещание принять санкции в отношении персоналий, имеющих отношение к запрету вещания RT DE. Можно ожидать, что аналогичные решения по принципу «око за око» примет немецкая сторона»,— сказал РБК руководитель Центра германских исследований Института Европы РАН Владислав Белов.

Хотя Анналена Бербок говорила, что в Германии нет государственных телерадиовещательных компаний, Deutsche Welle— исключение, продолжает эксперт, эта телекомпания создана в соответствии с правом страны и финансируется государством, ее задача— транслировать «все ценное» относительно образа Германии за рубежом. «Если считать собственником RT DE российское государство, то Россия ответила другому телерадиовещателю, находящемуся в государственной собственности. Для Германии это щепетильный вопрос»,— уверен Белов.

История российских претензий к Deutsche Welle

У российских властей и ранее были претензии к Deutsche Welle. Летом 2019 года МИД России обвинил ресурс во вмешательстве во внутренние дела России из-за освещения протестов против недопуска оппозиционных кандидатов в Мосгордуму. Представитель МИДа Мария Захарова тогда говорила, что DW опубликовала призыв— «москвичи, выходите». «Безусловно, это содержащееся на государственные деньги в Германии средство массовой информации вовсю вовлечено в наши внутренние дела»,— отметила она.

В сентябре тогоже года комиссия Госдумы по делам о вмешательстве в дела России попросила МИД России рассмотреть вопрос о лишении DW аккредитации в стране. Депутаты решили, что DW нарушила ряд российских законов, опубликовав в Twitter «призывы принять участие в несанкционированных акциях», и утверждали, что это подтверждено лингвистической экспертизой. В самом издании поясняли, что приводили цитаты организаторов акций протеста, а не призывали выходить на митинги. История закончилась в ноябре, когда глава МИД России Сергей Лавров, выступая на конференции по вопросам свободы СМИ ОБСЕ, которая проходила в Москве, заявил, что «МИД не поддерживает идеи, которые направлены на лишение аккредитации любого СМИ».

Подпишись на Twitter РБК

Получайте новости быстрее всех

Как Германия и Россия дошли до взаимного закрытия СМИ

Источник rbc.ru

от admin