Ответные меры России на блокировку вещания RT DE в Германии приведут в действие на следующей неделе. По данным РБК, МИД попросил аккредитованные в России СМИ Германии предоставить сведения о наличии бюджетного финансирования

Российские власти запросили у немецких СМИ данные о госфинансировании

Ответные меры и письмо немецким СМИ

Ответные меры Москвы на блокировку вещания RT DE в Германии будут приведены в действие на следующей неделе. Об этом РБК рассказали два источника, знакомых с обсуждением вопроса.

«Если в Германии возобладает здравый смысл и прекратятся гонения на российские СМИ, то в Москве с удовольствием вернут ситуацию в статус-кво»,— заявил один из собеседников РБК. Но на данный момент Россия не видит, чтобы официальные власти ФРГ, «которые подвергли незаконному преследованию российские СМИ, были готовы изменить позицию», подчеркнул источник РБК. По его словам, «особенно неприятно, что это [блокировку RT DE] делает Германия».

В четверг, 3 февраля, МИД России озвучил конкретные ответные меры на блокировку вещания RT DE в Германии. Речь идет о закрытии корпункта немецкой телерадиокомпании Deutsche Welle в России, аннулировании аккредитации всех сотрудников российского бюро, прекращении спутникового и иного вещания компании на территории России. Также МИД сообщил, что «компетентные органы» России инициируют вопрос о признании Deutsche Welle иностранным агентом. Кроме того, будет запущен процесс формирования перечня представителей государственных и общественных структур ФРГ, «причастных к ограничению вещания RT DE и иному оказанию давления на российского медиаоператора, которым будет запрещен въезд на территорию Российской Федерации».

Российские власти запросили у немецких СМИ данные о госфинансировании

Согласно заявлению МИДа, озвученные в четверг меры— это только первый этап, информация о последующих этапах «будет своевременно опубликована».

«Мы, как и прежде, будем использовать средства юридической защиты, но очевидно, что ситуация вышла из юридической плоскости, поскольку было принято [в отношении RT DE] политическое решение, не имеющее никакого отношения к нормам права»,— заявила РБК главный редактор Russia Today Маргарита Симоньян. «Сложившаяся ситуация может разрешиться только с помощью конкретных мер. Мы все за свободу слова, но там, где она зажимается в одностороннем порядке, видимо, приходится пережимать ее на другом конце»,— сказала Симоньян.

В свою очередь, вDeutsche Welle заявили, что запрет трансляции в России и закрытие местных корпунктов— чрезмерная мера со стороны российских властей и СМИ будет оспаривать это решение. Об этом говорится в заявлении гендиректора телеканала Петера Лимбура, поступившем в РБК.

«Меры, принятые российскими властями, непонятны и представляют собой чрезмерную реакцию. С нами играют так, как средствам массовой информации приходится сталкиваться только с автократиями. Мы официально протестуем против этой абсурдной реакции российского правительства и предпримем юридические действия, чтобы оспорить объявленные меры»,— сказал он.

Помимо публикации ответных мер, касающихся Deutsche Welle, МИД направил письма в адрес всех германских СМИ, аккредитованных в России. Представители ведомства просят «в срок до 12:00 вторника, 8 февраля», направить «развернутую информацию о наличии прямого или косвенного бюджетного финансирования» каждого конкретного СМИ правительством ФРГ или другими странами. Речь идет о финансировании «в том числе посредством заключения рекламных контрактов». О содержании письма РБК рассказал один из адресатов.

Помимо информации об источниках финансирования МИД просит редакции германских СМИ сообщить о членстве аккредитованных в России представителей каждой редакции в Союзе журналистов ФРГ.

РБК направил запрос в МИД России.

Список немецких СМИ, шеф-корреспонденты которых аккредитованы при МИД РФ (включая DW, чья аккредитация до сих пор активна, судя по сайту МИДа)

1. Фотоагентство Life

2. Газета RND

3. DeutschlandRadio

4. Агентство DPA

5. Газета Süddeutsche Zeitung

6. Газета Die Tageszeitung

7. Газета Die Zeit

8. Газета Frankfurter Allgemeine Zeitung

9. Журнал Der Spiegel

10. Журнал Stern

11. Телевидение ZDF

12. Телевидение ARD

13. Газета Die Welt

14. Радио WDR

15. Телевидение Deutsche Welle

16. Телевидение RTL

17. Фотоагентство «Европейское пресс-фото агентство» (ЕПА)

18. Телевидение Н-24

19. Журнал Der Freitag

20. Газета Südwest Presse

21. Журнал «Пируэт»

22. Фотоагентство Your Photo Today

23. Газета Mannheimer Morgen

24. Телеканал ProSieben

История вопроса

По данным немецкого медиарегулятора, RT DE не запрашивал лицензию на вещание в стране, которая является обязательным условием для работы телеканала на территории ФРГ. Вопрос о RT DE поднимался во время визита в Москву главы МИД Германии Анналены Бербок 18 января. Во время пресс-конференции со своим российским коллегой Сергеем Лавровым она заявила, что власти ФРГ не имеют отношения к ситуации вокруг RT DE. При этом глава германского МИДа сказала, что государственные иностранные телеканалы не имеют права вещать на территории Германии. В свою очередь, «Коммерсантъ» цитировал неназванный источникв госструктурах, который говорил, что RT— это «автономная некоммерческая организация», негосударственная. А бюджетные средства получают от государства как DW, так и BBC и многие другие СМИ, при этом имея возможность работать в ФРГ».

Летом 2021 года российский медиахолдинг АНО «ТВ-Новости», в который входит Russia Today на немецком, пытался получить лицензию на вещание в Люксембурге, однако получил отказ. В декабре 2021 года лицензию на вещание выдал регулирующий орган электронных СМИ Сербии (REM). Глава сербского регулятора Оливера Зекич заявила, что эта лицензия позволяет вещать и на территории Германии, согласно положениям европейской Конвенции о трансграничном телевидении. Вещание началось 16 декабря, а уже на следующий день после официального запуска прямого спутникового вещания телеканала на территории ГерманииУправление СМИ Берлина-Бранденбурга (MABB) инициировало судебное разбирательство против базирующейся в Берлине компании RT DE Productions GmbH в связи с запуском программы, после чего 22 декабря спутниковое вещание телеканала было прекращено. Однако телеканал продолжал свою работу в интернете.

Российские власти запросили у немецких СМИ данные о госфинансировании

2 февраля Комиссия по надзору за СМИ ФРГ вынесла решение о запрете на вещание для телеканала из-за отсутствия необходимой лицензии. В распространенном заявлении говорилось, что телеканал RT DE, которому в соответствии с германским законодательством требуется лицензия на вещание, не получил и незапросил разрешение. «В связи с этим вещание телеканала в прямом эфире в интернете, через мобильное и приложение RT News, а также через спутник должно быть прекращено»,— говорилось в заявлении.

Подпишись на FB РБК

Получайте новости быстрее всех

Российские власти запросили у немецких СМИ данные о госфинансировании

Источник rbc.ru

от admin